Самое интересное, что никто не знает наверняка, какой контент пользователи подхватят и разнесут по соцсетям, форумам и чатикам. Иногда самая обычная любительская фотография становится основой для сотни мемов, а временами очень качественный контент остается без внимания. Поэтому создавать вирусный контент всегда увлекательно и захватывающе – никогда не знаешь, что тебя ждет впереди.
Вирусный контент – это контент, которым пользователи интернета активно делятся в социальных сетях и мессенджерах. Такой контент распространяется по интернету как вирус, от пользователя к пользователю, поэтому так его и назвали – вирусным.
Давайте разберемся, какими характеристиками должен обладать фотоконтент, чтобы стать вирусным, и как его создавать, чтобы прославиться.
Почему люди делятся контентом?
-
Чтобы подтвердить, проиллюстрировать свою точку зрения или, наоборот, подискутировать с оппонентом. В этом случае подписчики обычно делятся на два лагеря: за и против.
-
Чтобы выразить свое негодование, осуждение, презрение или, наоборот, восторг, умиление, поддержку. Обычно такие посты вызывают встречную волну эмоций.
-
Чтобы научиться чему-то новому и заодно призвать подписчиков к саморазвитию. Всякие полезности (списки, подборки, рецепты, советы) пользователи любят сохранять себе на будущее и делиться с друзьями.
-
Чтобы развлечь подписчиков и разбавить свою ленту забавным, увлекательным контентом. Контент, который вызывает улыбку или интеллектуальный кайф, всегда имеет шанс на вирусность.
-
Чтобы оказать помощь больным, слабым, бедным и сделать мир лучше. Люди любят чувствовать себя нужными и полезными, пусть даже их помощь выражается только репостом.
Исходя из этих мотивов пользователи делятся контентом, чтобы спровоцировать свою аудиторию на бурную реакцию, активную обратную связь, которая выражается лайками, комментариями, репостами, выносом комментариев в отдельные посты или даже в специальные публикации СМИ.
Чтобы стать вирусным, материал должен:
- Привлекать и удерживать внимание;
- Пробивать на эмоции;
- Быть свежим и актуальным;
- Быть полезным;
- Быть достойным репоста.
В книге «Заразительный» Йона Бергер провел анализ 7 000 статей, которые были опубликованы в New York Times. Он определил 6 ключевых факторов, которые влияют на виральность контента.
#1. (S) Социальная валюта. Свежий, уникальный и полезный контент, которым люди делятся в соцсетях, поднимает их социальный статус в глазах подписчиков, создает имидж исследователя, который обладает уникальным доступом к первоисточникам.
#2. (T) Триггеры. Люди говорят о том, что думают. И если контент попадает в информационное поле вашей аудитории, они его разнесут по соцсетям.
#3. (E) Эмоции. Контент, который цепляет сильные чувства аудитории, получает взрывную реакцию и распространение.
#4. (P) Социальные доказательства. Люди склонны повторять действия других людей, то есть, если ваш контент начинает собирать лайки, репосты и комментарии, другие люди также охотно подключатся к этому.
#5. (P) Практическая ценность. Если люди нашли ответ на свой вопрос, смогли решить свою проблему или еще только планируют чему-то научиться при помощи вашего контента, они охотно им делятся.
#6. (S) Истории. Чтобы донести свою задумку или эмоцию, проиллюстрируйте ее историей из жизни: люди любят сочинять, додумывать и пересказывать истории.
Какой фотоконтент может стать вирусным?
В интернете можно найти много статей о том, какой контент становится вирусным и почему. Но это обычно касается различных статей и информационных материалов. Здесь же мы соберем примеры фотоконтента, когда именно работы фотографов (одиночные снимки, фотосерии или целые фотопроекты) становились вирусными и разлетались по соцсетям.
1. Фотоистории, пробивающие на эмоции.
Это может быть любовная история, семейная история, уличная история, которая не оставит равнодушным зрителя.
Фото: Ирина Недялкова
Яркий пример – лавстори пожилой пары Ирины Недялковой, которая несколько лет назад взорвала все фотопаблики. Было очень много восторженных отзывов, но и шквал негатива тоже был: мол, это не настоящая пара, а профессиональные модели; мужчина хоть и седой, но молодой. Эта противоречивая реакция и обеспечила серии вирусное распространение.
Фото: Ирина Недялкова
На самом деле, Ирина Недялкова проводила воркшоп на Финском заливе и подыскивала возрастных моделей на съемку. Валентине на тот момент было 62 года, а Сергею 44 года. Они не были профессиональными моделями и знакомы до этого тоже не были, зато после съемок их гонорары взлетели до небес.
Фото: Ирина Недялкова
Позже и другие фотографы стали снимать возрастные лавстори, пытаясь повторить успех Недялковой. Они тоже имели вирусный охват, но превзойти Недялкову им пока не удалось.
2. Фотосерии с дикими животными.
Например, детские фотографии с маленькими утятами или крольчатами у зрителей вызывают бурю эмоций: от умиления до возмущения. Защитники животных вступаются за детенышей: мол, нельзя их мучить и тискать ради красивого кадра.
Фото: Ольга Павловская
Но еще более бурную реакцию аудитории вызывают «лавстори» с дикими животными, например, с медведями.
Фото: Любовь Матвеева
Особого внимания была удостоена серия Ольги Баранцевой, главным героем стал бурый медведь Степан, который весит почти 700 килограммов. Вместе с ним фотографировались юные модели Мария Сидорова и Лидия Фетисова.
Фото: Ольга Баренцева
Идея съемки была в том, чтобы показать естественную гармонию между людьми и медведями. Но зрители восприняли эту съемку очень противоречиво. Одни восторгались смелостью девушек, ведь медведь может прибить человека одним неверным движением лапы. Другие усматривали в серии сексуальный подтекст. Третьи жалели медведя, ведь он живет в неволе, подвергается дрессировке и участию в съемках.
Фото: Ольга Баренцева
Но факт остается фактом: подобные фотосерии становятся вирусными, потому что будоражат чувства и затрагивают убеждения аудитории.
Фото: Ольга Баренцева
3. Пародийные серии.
Всем известно, что девушки любят фотографироваться больше, чем мужчины. Есть даже отдельные дисциплины: мужская и женская фотография. Именно поэтому очень мило выглядят мужские пародии на традиционные женские позы.
Фото: Виктор Водолазький
Этот стеб-проект задумали фотограф Виктор Володазький и модель Тимофей Трефилов. Вообще-то Виктор снимает преимущественно девушек: на льду, на закате, в кленовых листьях, под водой... Но теперь его ленту регулярно разбавляют фотографии пузатенького мужичка в полосатом бодике и с бородой – в тех же локациях и позах.
Фото: Виктор Водолазький
Конечно, подобные фотосерии вызывают улыбку или даже смешок, ведь девушки-модели иногда выглядят действительно нелепо, когда неестественно корчатся перед фотокамерой. Поэтому подобные кадры очень быстро распространяются по сети.
Фото: Виктор Водолазький
4. Военная тематика.
Эта неоднозначная тема также берет за живое многих пользователей. Но больше всего реакций собирают фотографии детей в военной форме.
Фото: Екатерина Бразнова
Фотограф Алиса Войташенко провела съемку детей в форме накануне праздника Победы, которые вызвали разные отзывы у аудитории.
Фото: Алиса Войташенко
Подобные фотосессии вызывают у аудитории как умиление, так и диссонанс. С одной стороны, это дань предкам и благодарность за мирное небо над головой. С другой стороны, это китч и маскарад, который ранит тех, кто не понаслышке знает, что такое война, и понимает, что на войне нет места детям. А если дети на войне вынуждены воевать – это боль, беспомощность и безысходность, а не все эти миленькие фоточки в форме.
Фото: Алиса Войташенко
5. Лавстори и свадьбы гомосексуалов.
Если в Европе совершенно адекватно воспринимаются гомосексуальные пары и их фотографии в интернете, то в постсоветском обществе до сих пор это очень острая тема, которая также вызывает полярные чувства и мнения.
Фото: Алина Пшигодская и Виктория Петренко
Если погуглить «Свадьба геев в Минске», можно найти только одну фотосерию – это свадьба Антона и Дениса, которую сняли фотографы Алина Пшигодская и Виктория Петренко.
Фото: Алина Пшигодская и Виктория Петренко
Устроить красивую свадьбу в Минске Денис и Антон решили не только для своих друзей и родных, но и для других гомосексуальных пар, чтобы вдохновить их открыто вступать в серьезные отношения. Зарегистрировали они брак в Дании, а торжественную часть провели в усадьбе под Минском точно так, как это делают гетеросексуальные пары: с фотосессией, церемонией регистрации, обменом браслетами, поцелуем, банкетом и фейерверком.
Фото: Алина Пшигодская и Виктория Петренко
Весь праздник был устроен уже с надеждой на вирусное распространение фотографий, в том числе с репортажами в СМИ. И это возымело эффект. Конечно, были и гомофобные высказывания, но большинство комментариев были позитивными. Подписчики желали мужьям счастья, другие гомосексуалы поддерживали первопроходцев, а фотографы выражали мечту снять что-то подобное в своей карьере.
6. Бодипозитивные фотосъемки.
Многие социальные движения иллюстрируют свои убеждения через фотопроекты. И уже немало фотографов провели фотосъемки на тему бодипозитива.
Фото: BuzzFeed
Вирусным оказался проект сайта BuzzFeed, который показал, как купальники от Victoria Secret будут выглядеть на обычных женщинах с разными типами фигур. Фотосессия состоялась на пляже в Малибу, где каждая женщина пыталась воссоздать позу и внешний вид моделей рекламирующих купальники.
Фото: BuzzFeed
Конечно, эти фотографии разлетелись по интернету, так как они иллюстрируют, как реклама навязывает аудитории свои стандарты красоты, тогда как сама аудитория в большинстве своем этим стандартам не соответствует и комплексует из-за этого.
Фото: BuzzFeed
7. Фотошоп до и после.
Практически каждая подборка фотографий до и после обработки, вирусом разносится по тематическим пабликам, форумам и сайтам для фотографов и ретушеров.
Фото: Ронни Гарсиа
Вдохновляющие примеры ярко демонстрируют, как при помощи обработки можно улучшить кадр или создать картинку из ничего.
Фото: Ронни Гарсиа
В обработке Ронни Гарсиа, как правило, зеленый заменяется синим, а желтый – оранжевым, в результате чего получается красивый контраст в соответствии с цветовым кругом.
Фото: Ронни Гарсиа
8. Свежая красивая локация.
Не избитая для аудитории локация с интересной съемкой очень быстро распространяется по интернету. Например, такой локацией в этом сезоне стал Байкал.
Фото: Кристина Макеева
В этом сезоне состоялось несколько фототуров на Байкал, а фотоблогеры сами ездили снимать туда яркий зимний контент.
Фото: Кристина Макеева
Красота льда озера Байкал восхищает не только фотографов, но и всех пользователей интернета. Особенно россиян, у которых просыпается гордость за красоту природы своей страны.
Фото: Кристина Макеева
9. Флэшмобы.
Вирусными также становятся разные фотофлэшмобы. Например, сейчас популярен флэшмоб #изоизоляция: по этому хэштегу люди постят свои фотографии по мотивам картин известных художников.
Фото: Виктория Голубева
Например, эту фотопародию на картину Жан-Этьена Лиотара под названием «Прекрасная шоколадница» опубликовала у себя в блоге белоруска, которая работает дальнобойщицей в США. Через день она проснулась знаменитой: пост собрал 52 тысячи лайков, около 2 тысяч комментариев – и ни одного негативного. Девушку даже завалили предложениями об интервью в СМИ и съемке документального кино.
Фото: София Катермес
София Катермес попыталась воссоздать картину Пьетро Антонио Ротари «Девушка с книгой»: в том числе световую схему, жемчуга из рыболовных грузил и кисточку от шторы для головного убора.
Фото: Елена Нехаенко
10. Фотопроект на актуальную тему.
Например, сейчас очень остро стоит вопрос с масками: в каких-то странах введен масочный режим, какие-то чиновники отвергают их пользу. Но факт остается фактом: пандемия обусловила моду на маски.
Фото: Макс Сидентопф
Насмотревшись на людей, которые используют в качестве масок разный подручный материал, фотограф Макс Сидентопф снял серию фотографий с разными предметами вместо масок. Серия распространилась, как вирус, но автору серии пришлось извиняться перед жертвами коронавируса за оскорбление их чувств, хотя он задумывал этот проект лишь для выведения зрителя из зоны комфорта.
Фото: Макс Сидентопф
11. Фотофэйки.
Часто со скоростью света в интернете распространяются фэйковые новости и фотографии, которые их иллюстрируют.
Фото: Абдул Азиз аль-Отейби
Например, эта фотография сирийского мальчика, который якобы спит между могилами своих родителей, взорвала интернет. Но на самом деле это проект фотографа из Саудовской Аравии, который был в шоке, как в интернете перевернули его картинку.
Фото: Абдул Азиз аль-Отейби
12. Фотографии для фотожаб.
Некоторые обычные снимки становятся мемами, и их часто используют для фотожаб.
Фото: Антонио Гиллем
В середине 2015 года Антонио Гиллем поехал в Каталонию, чтобы сделать несколько снимков на тему измены. Автор даже дал фотографии официальное название – «Неверный мужчина идет с девушкой и изумленно смотрит на другую привлекательную девушку». Она до сих пор продается на стоках, но автор не смог ничего заработать на снимках. А когда они превратились в мем, то оригиналы разлетелись по всему миру и доступны бесплатно в хорошем качестве.
Фото: Антонио Гиллем
Если в фото есть определенная эмоция или целая история, они становятся популярными иллюстрациями для политических интриг и конфликтов.
Фото: Shutterstock
Или вот, к примеру, снимки с Гарольдом, скрывающим боль, стали мемами, благодаря необычной улыбке модели, при которой в глазах остается мука и страдание. Его фотографиями часто иллюстрируют новости, к которым у пользователей есть недоверие.
Фото: t.me/belteanews
Примеров можно приводить тысячи. Давайте вкратце перечислим, какие посты становятся популярными в фотопабликах.
Фотографии, заряженные на вирусный охват:
- Тематические подборки фотографий. 50 лучших закатов на море. 100 самых красивых мест на Земле. Победители фотоконкурса Comedy Wildlife Photography Awards, которые заставят вас улыбнуться. Такими подборками люди делятся, потому что они несут пользу, эстетическое удовольствие или хорошее настроение.
- Фотографии и бэкстейдж, на котором видно, как это снято. Такие фото очень часто сохраняют себе, чтобы потом попытаться снять что-то похожее, или делятся у себя на стене, чтобы показать подписчикам скрытую кухню своей профессии.
- Портреты с фотоаппаратом. Дело в том, что целевая аудитория фотографов – это сами фотографы, фотомодели и фотопаблики, которые выступают агрегаторами популярного фотоконтента. Поэтому образ фотографа всегда в тренде.
- Очень крутые тени или отражения. Если в кадре креативно использована игра со светом или отражением, снимок практически гарантированно становится популярным и получает много повторов-реплик от других фотографов.
- Креативная работа с цветом. Можно не снимать специально вирусный контент. Достаточно быть крутым в том, что ты делаешь. И тогда твои фотографии будут лайкать, комментить и репостить вновь и вновь.
- Необычный взгляд на привычные вещи. Например, сейчас стали популярны подборки фотографий с дрона. Промышленные заводы, фермерские плантации или туманный Минск – все это имеет широкие охваты, так для аудитория это необычно и свежо.
Как запустить вирусное распространение контента в интернете?
- Адаптируйте свой фотоконтент под критерии платформ, на которых вы публикуете свои фотографии. Например, для инстаграм нужно отобрать 10 кадров для серии с пропорциями, приближенными к квадрату. Для пинтерест лучше отбирать вертикальные кадры без ограничений по количеству.
- Продвигайте свои публикации, чтобы их увидело как можно больше народу. Если вы не оплатите продвижение, ваш пост просто не покажется вашей аудитории.
- Предлагайте свои фотографии администраторам разных фотопабликов: они всегда благодарны за качественный пользовательский контент.
- Ловите актуальную тему, используя ньюсджекинг. Если вы одним из первых словите тренд, ваши фотографии разлетятся по интернету. Это может быть календарный праздник или значимое событие в мире – не важно, главное – быстро среагировать на инфоповод.
- Анализируйте, какие фотосерии становятся популярными в фотосообществах, комментируйте их, развивайте насмотренность и старайтесь снять что-то похожее.
- Включайте свои фотоснимки в подборки крутых фотографов, которыми любят делиться в различных группах в мессенджерах и соцсетях.
Можно ли прославиться через вирусный контент?
На самом деле, далеко не всегда те, кто публикует и репостит крутые фотографии, подписывают их авторство. Иногда даже наоборот: пытаешься найти в интернете автора какой-то фотографии, но не получается, потому что имя автора уже утеряно.
Вирусный фотоконтент часто оказывается безымянным по нескольким причинам:
- Фото было куплено на фотостоках, а, соответственно, подписывать автора уже необязательно.
- Фото было взято из интернета, а имя автора не было указано – умышленно или без умысла.
- Фото было использовано как основа для дизайна или для фотожабы, и указывать имя автора исходника уже было неуместно.
Публикуя свои снимки, учитывайте, что пользователям обычно лень подписывать авторство, несмотря на ответственность за нарушение авторского права. Но им также лень убирать со снимка водяной знак автора, если он не мешает восприятию кадра. Поэтому фотографу стоит разработать свою авторскую подпись, чтобы в процессе вирусного распространения контента авторство не было утеряно.