Мы попросили разных фотографов и владельцев фотостудий ответить, что должно быть в идеальной фотостудии, чтобы там было комфортно снимать и хотелось туда возвращаться.
Каждому участнику опроса мы предоставили возможность расставить приоритеты и перечислить 5-10 пунктов в порядке убывания важности. В результате мы получили очень разные ответы, однако в них есть много общего.
Что важно в фотостудии для фотографов?
В опросе приняли участие фотографы, которые работают у нас в фотошколе и имеют богатый опыт студийных съемок. Вот их ответы.
Виталий Шохан, фотограф, преподаватель фотошколы BLENDA:
1. Изменяемый настраиваемый интерьер, который позволяет делать уникальные, нестандартные, «не такие, как у всех» работы в одном и том же месте. Это передвижные-выдвижные стены (деревянная, кирпичная, стена с окном, стена спальни, кухни и т. д. и т. п.). Различные драпировки и мебель. Различный реквизит, исчисляемый сотнями, позволяющий скомбинировать всевозможные локации. То есть это по сути конструктор, позволяющий преобразить помещение до неузнаваемости. В Минске, к сожалению, таких студий пока нет.
2. Удобное расположение. «Добирабельность»: не на 10-м этаже без лифта, без сложностей на входе (пропусков, проходных, охраны и т. п.).
3. Комфорт. Высокие потолки, гримерка, отопление, кондиционер, реквизит, кулер, чай и т. п.
4. Свет. Либо естественный свет предусмотренный, либо хорошее студийное оборудование (один производитель, работающее, не разваливающееся, не глючащее, достаточное количество источников). Почему свет не на первом месте? Я могу взять свой свет или напрокат и приехать в уютное, красивое, но темное место и сделать там офигенные работы...
5. Адекватная стоимость.
Сергей Аринохин, свадебный фотограф, преподаватель фотошколы BLENDA:
- Первое – это студийный свет. Минимум 4 вспышки, которые не перегреваются и улавливают ловушки. Помимо этого, еще пару постоянных источников.
- Естественный свет, который особенно важен для интерьерных студий.
- Шторы. Тюль для свадебных съемок и блэкауты для фэшн-съемок.
- Стильный и интересный интерьер, который меняется раз в полгода.
- Различные фоны и циклорама для фэшн-съемок (в таких залах можно даже без естественного света, только вспышки).
- Простор. Где-то от 70 квадратных метров. Вообще, можно практически все отснять и в маленькой студии, но далеко не на всякую фототехнику.
- Сервис. Вежливость и профессионализм администраторов в общении с клиентами и постановке света – вот что особенно ценно.
- Удобная парковка, чтобы всегда можно было найти место.
- Комфортная температура в залах, чтобы летом не душно, а зимой не холодно.
Денис Бондарев, свадебный фотограф, преподаватель фотошколы BLENDA:
- Сервис. Администратор студии должен разбираться в оборудовании, чтобы правильно выставить забронированный свет и показать, как он работает. А еще вкусный кофе, бесплатная вода, вот это вот все.
- Источники света. Два софтбокса со вспышками – это минимум. Помимо импульсного, может быть и постоянный свет для подсвечивания героев в пасмурные дни.
- Нормальная парковка. Возле студии должна быть парковка (платная или бесплатная – не имеет значения, лишь бы она была). Пожилые люди, мамы с колясками и автокреслами – им нужно как-то добираться до студии с пакетами платьев и реквизита.
- Нормальный туалет. Кроме рецепции и гримерки, в фотостудии должен быть теплый и современный туалет с исправной сантехникой, мылом и туалетной бумагой.
- В залах студии должно быть тепло. Модели очень часто для съемок выбирают наряды с коротким рукавом, без всяких колгот и носков. Им должно быть комфортно при съемке.
- Интерьер. Для героев важно, чтобы было красивенько. К примеру, машина в новогодней студии или домик. Но главное, чтобы было стильно и со вкусом.
Андрей Барило, фотограф, преподаватель студийной фотографии в фотошколе BLENDA:
- Источники света. Для комфортной съемки они должны работать без перебоев. Всегда отдаю предпочтение Profoto. Они всегда работают четко. И это самое важное. Очень удобная и простая в обращении смена насадок. Лампа наглухо закрыта в корпусе, что защищает ее от механических повреждений. С синхронизатора можно управлять самой лампой.
- Зажимы в стойках (винтики, не знаю, как точно обозвать). Очень часто встречаю стойки, в которых зажимы разносились. Поднимаю лампу на нужную высоту, а она опускается вниз. Некачественная аппаратура быстро выходит из строя. (Эти два пункта самые важные! Если вы не хотите стоять перед клиентом, как лох ;) «Ой, чет не понимается...» «Ой, чет не работает...» «Ой, лампа перегрелась...» )
- Расположение бумажных фонов. Некоторые студии прикрепляют фоны впритык к стенке. Соответственно, со стороны стенки невозможно поставить ни одного источника. Не вижу смысла работать в таких условиях на фонах.
- Циклорама. У многих студий циклорама сделана с неправильным углом (плавный спуск сверху вниз), что убивает всю суть циклорамы.
- Высокие потолки. Низкий потолок не дает возможности поднять высоко источник света.
- Ну и конечно, удобства: гримерка, туалет, чай, кофе и т. п.
- Все, кого я фотографирую, за редким исключением, доверяют мне выбор студии. А я ее выбираю по вышеперечисленным пунктам. Если по каким-то причинам нужна конкретно определенная студия, тут уж приходится быть находчивым. Перед съемкой лучше посетить студию и посмотреть состояние источников.
Наталья Прядко, фотохудожник:
- Большие окна, пропускающие много света. В работе интересен естественный свет – как мягкий, так и жесткие лучи для графического рисунка. Окно может служить как самостоятельная локация для съемки.
- Высокие потолки, не ниже 3 метров, для возможности расположения источника света сверху, для портрета в полный рост.
- Наличие мобильных фонов, как бумажных, так и фактурных. Не фактурная стена студии, а передвижной фон с соответствующей текстурой.
- Подвижный интерьер. Если есть элементы интерьера, то не громоздкие и стационарные (кровать, фальш-камин), а подвижные декоративные элементы, придающие локации атмосферу, цветовые пятна, интересную форму.
- Наличие как импульсных, так и постоянных источников света. Последние для более атмосферных портретов, художественных эффектов. Исправность и наличие всего оборудования.
- Разнообразие различных насадок на источники света для расширения диапазона световых схем и приемов. Наличие флагов, для проработки контрастов.
- Наличие гримерки, места для переодевания, возможности подготовки модели непосредственно в студии.
Ольга Павловская, детский и семейный фотограф:
- Размер студии. Я снимаю на длиннофокусные объективы, для меня очень важно, чтобы студия была достаточно просторной.
- Функциональность. Важно, чтобы в студии присутствовала интерьерная зона и можно было использовать фоны для реализации разных идей и съемок.
- Клиентоориентированность. Важно, чтобы аренду можно было отменить хотя бы за трое суток до съемки без взимания штрафов. Еще лучше, если можно осуществить перенос на другую дату накануне съемки, если герои заболели.
- Техническое оснащение. Возможность снимать с импульсным и постоянным светом, хорошо работающие источники и заряженные синхронизаторы.
- Достаточное количество дневного света. Важно, чтобы была возможность работать и с мягким естественным светом в том числе.
- Герои почти всегда не имеют четких предпочтений и ориентируются на рекомендации фотографа, которому доверяют. Я подбираю студию исходя из критериев выше, а также учитываю цветовую гамму и эстетику интерьерных студийных зон. Многое зависит также от идеи съемки и образа героев.
Юстина Валова, фэшн-фотограф, преподаватель фотошколы BLENDA:
Для меня хорошая студия – это место, где:
- Есть источники дополнительного света. Я часто использую импульсный свет, и для меня наличие источников импульсного света имеет не последнее значение при выборе студии.
- Наличие отдельной гримерки. На съемках бывает, что необходимо подготовить более одной модели и, если гримерки нет или мало места, мы вынуждены готовить моделей не в студии, а брать в аренду гримерку у других студий, салонов и т. д. Это не удобно.
- Минимально декора. Я люблю «лофт» и фоны. Но все зависит от формата и концепции съемки. Бывает, что для съемки специально смотришь определенный декор и с учетом этого выбираешь студию.
- Удобное расположение. Если студия расположена удобно (центр и т. д.), то это всегда «+». Когда снимаешь за городом или в «неизвестных» местах, часто возникает вопрос о доставке к месту съемки: команды, моделей и т. д. Приходится уделять этому немало времени и согласовывать, чтобы все были вовремя и никто не заблудился и не опоздал:)
- Приветливый персонал. Считаю, что это важно. В студиях , где администратор встречает с улыбкой и максимально пытается создать комфортные условия при подготовке и съемке, всегда и съемка проходит хорошо, и вся команда уходит в позитивном настроении. И в такие студии всегда хочется возвращаться.
- Для своих съемок студию или локацию я выбираю сама. Бывают исключения на коммерческих проектах, когда заказчик сам может предложить локацию. Что касается индивидуальных фотосессий, то при выборе студии я уточняю, есть ли пожелания по месту съемки (возможно, клиент уже снимался в предложенной мной студии и хочет сменить обстановку:)
Артур Шах-Гусейнов, свадебный фотограф, преподаватель фотошколы BLENDA:
- Большие окна. Для меня это самый важный параметр для студии: чем больше окна, тем больше света, тем больше манипуляций с ним.
- Темные плотные шторы. Такие гардины позволяют осуществлять манипуляции со светом. Именно плотные занавески позволяют как полностью сделать помещение темным и оставить лишь маленький лучик света, так и заполнить все помещение светом.
- Большое незагроможденное помещение. Большое помещение позволяет комфортнее себя чувствовать за счет свободы перемещения и выбора точек съемки. Из реквизита для меня важно, чтобы была кровать, диван, стремянка, пару стульев. Также очень люблю большие широкие подоконники.
- Постоянный свет. Не меньше 2-ух. Иногда в студии, в зависимости от поры года и времени суток, естественного света бывает недостаточно. Наличие пары источников постоянного света выручат в этой ситуации.
- Кондиционер. Бывал в студиях, где его нет, и это создает проблемы и дискомфорт моделям.
- Гримерка. Очень хорошо, когда она есть, это удобно как моделям, так и визажистам. Можно сразу на месте сделать макияж или несколько образов.
- Bluetooth-колонка. Музыка помогает еще лучше моделям жить в кадре и транслировать нужную атмосферу во время съемки.
- Мои модели выбор студии всегда доверяют мне. Я, конечно, не особый любитель студийных съемок, но опыт имею и всегда стараюсь моделям показать разные варианты и рассказываю, что там есть и чего нет. Для моделей самое важное, чтобы они себе нравились в кадре, а это задача не только фотографа, но и всех, кто в этом задействован. Поэтому на каждом этапе съемки моделям необходимо помогать, советовать – у них вряд ли будет в этих вопросах столько опыта, как у фотографа.
Олег Насытко, фэшн-фотограф:
Я стараюсь не фотографировать в студии. Люблю больше солнечный свет на фото.
А если приходится работать в студии, то важно:
- Качественное оборудование: чтобы свет не отрубался, чтобы фон не падал со стоек, чтобы фон был чистый.
- Высота потолка минимум 3.5 метра, чтобы можно было поставить источник света сверху.
- Резвый администратор. Если вдруг понадобится помощь, чтобы это было быстро, а не как иногда бывает.
Если я и фоткаю в студии, то это либо реклама, либо фэшн, а там не так важны комфортные условия по интерьеру и температуре в залах. Тут важны именно фоны и оборудование. В интерьерах не снимаю.
Что важно в фотостудии для ее владельцев и персонала?
Мы разослали просьбу перечислить свой список приоритетов всем фотостудиям Минска и благодарим тех, кто сейчас, в горячий предновогодний сезон студийных съемок, смог уделить пару минут и составить свой чек-лист идеальной фотостудии.
Наталия Никитик, фотограф беременности, преподаватель фотошколы BLENDA, владелица фотостудии «Феломена»:
Мне кажется, идеальной фотостудии нет. Есть наиболее подходящие для тех или иных задач. Но некоторые приоритеты я все же расставлю:
- Большие просторные залы.
- Хороший свет: большие окна для естественного света и исправно работающий профессиональный свет.
- Комфортные условия как для фотографа, так и для клиента. А именно: географически удобное расположение, наличие лифта, чистые и теплые помещения, наличие гримерки, адекватный и грамотный администратор.
- Лаконичный и ненавязчивый интерьер.
- Бонусная или накопительная система.
Дарья Буслик, детский и семейный фотограф, преподаватель фотошколы BLENDA, владелица фотостудии «Ясна» в Гродно:
- Первый и самый важный пункт для меня – это наличие большого количества естественного света. Особенно актуально в наши долгие зимние пасмурные месяцы. Мы специально искали студию, в которой окна будут выходить на южную сторону + этаж повыше. Тут все вообще от стиля съемки зависит, соответственно, и свои требования будут. Но естественный свет – это, пожалуй, самое универсальное.
- Если кто-то с искусственным светом работает, то разнообразное оборудование. Хотя бы 2 источника. Фоны разнообразные.
- Для кого-то цвет стен тоже имеет значение. Например, кто в низком ключе снимает.
- И если говорить про интерьерную студию, то это современный, актуальный интерьер.
- А, еще важный пункт – это чистота помещения. У нас прямо пунктик на этом:)
Виталий Тышкевич, фотограф и владелец студии «Велосипед» в Гродно:
- Интерьер. В идеале должна быть постоянная смена локаций в залах.
- Исправное оборудование, наличие не убитых фонов и дополнительных синхронизаторов на зимний период (с этим вечная проблема, они ломаются).
- Чистота и порядок. Поток людей большой, и в конце дня студия похожа на песочницу. Убирать нужно каждый день, а в идеале 2 раза в день.
- Сервис, работа администраторов с клиентами. Админы должны уметь, а главное, хотеть помогать клиентам. Фотографы бывают разные, некоторые и лампу сами не включат, но это клиент – и нужно помогать.
- Возможность онлайн-бронирования – это очень хорошо как для клиента, так и для студии.
- Гримерка или место для переодевания, хотя бы ширма, чтобы модель могла сменить образ, не щеголяя при этом стрингами перед фотографом)))))
Хельга Лакомкина, фотограф и руководитель фотостудии «Облака»:
- Хорошее естественное освещение: большие окна по длинной стене, выходящие на юг или юго-запад.
- Несколько источников импульсного света, наличие разных насадок. Софтбоксы обязательны.
- Кондиционер летом и обогреватель зимой.
- Наличие отдельного помещения, где можно подправить макияж, переодеться, выпить кофе в ожидании своей съемки.
- Актуальный сезону интерьер с интересным декором (не только ассортимент из «Фикспрайс»).
- Туалет рядом.
- Приветливый администратор, который никогда не опаздывает и может помочь по любому вопросу: от застегнуть платье до выставить свет не совсем опытному фотографу.
Дина Шисловская, администратор фотостудии «Дива»:
- Стильный интерьер. Стилистика не важна, главное, чтобы со вкусом.
- Хороший свет. Минимум один источник на зал.
- Удобное расположение с парковкой. Неудобно добираться за город, если нет машины.
- Площадь зала. Минимум 60 м2.
- Наличие комфортной гримерки.
- Комфортная температура в залах, туалете и гримерке.
- Прокат фототехники (флешки, батареи, объективы - всякое бывает!)
- Наличие отдельной зоны рецепции.
Елена Редько и Дмитрий Кудрявцев, владельцы студии @queen1studio:
- Душевная, теплая атмосфера в студии. Доброжелательность к клиенту – и, соответственно, ждем этого и от наших клиентов. Никакой декор и низкая цена не компенсирует плохое отношение к клиенту. Все хотят, чтобы их любили)))
- Стильный декор студии. Мы сами декораторы и нам самим очень интересен творческий подход к декору, создание необычных локаций и фотозон.
- Хочется еще больше красивых, креативных съемок. Хотя у нас снимают отличные фотографы, у нас на съемках замечательные модели и стилисты.
Алена Рачицкая, руководитель фотостудии «Апрель»:
- Первым и самым главным пунктом я выделю естественное освещение, ведь погода в нашей стране та еще шутница. В нашей студии огромные окна сразу с двух сторон, на 8 этаже, что позволяет встретить рассвет и провести закат, не выходя из зала.
- Второе, и наверное не менее важное, это чистота. Вряд ли кто-то вернется в грязную студию, тем более если это семейные съемки с маленькими детками.
- Третье, безусловно, интерьер. Ведь от него в основном зависит конечная картинка всей задумки. Студий много, выбор огромный. Но фантазия у всех разная, и вкусы тоже. В нашей студии мы сделали 4 зоны. На каждый случай жизни. К нам можно и в вечернем платье, и в пижаме, и даже блинчики приготовить можно.
- Четвертый пункт, вежливый и грамотный администратор, ведь этот человек с порога должен создать настроение, как фотографу, так и гостям.
- Пятый и не менее важный пункт – парковка. Все мы стали мобильные, и машины надо где-то оставлять. Возле нашей студии огромная, пустая и бесплатная парковка по выходным дням.
Лиза из студии АртЛофт 59:
- Приветливый персонал
- Актуальный интерьер
- Чистота
- Внимание к деталям
- Быстрые ответы в социальных сетях
Наталия Матусевич, руководитель фотостудии «Monsa»:
- При открытии фотостудии в приоритете стояло найти светлое помещение! Открывать студию без хорошего дневного освещения – провал!
- Заполняли студию, придерживаясь минимализма; чтобы пространство легко трансформировалось и можно было проводить разные виды съемок и мероприятий!
- Конечно же, красивые кадры и профиль в социальных сетях: люди видят картинку, приходят в надежде получить то, что они видели! У нас картинка = реальность!
- Мы готовы к сотрудничеству с фотографами, не против проведения активностей, но решили для себя, что будем соглашаться только на интересные, на наш взгляд, предложения; браться за все сразу = получить сомнительный результат.
- Дабы быть на плаву, нужно меняться; это касается всего: декора, концепции, нововведений... но все это должно происходить вовремя и в меру!
Анна Чайка, хозяйка фотостудии Forest Studio:
- Одним из главных приоритетов для нас было создание уютного пространства, в которое людям хотелось бы возвращаться, чтобы, находясь в студии, люди испытывали комфорт и удовольствие.
- Одним из пунктов было создание единого стиля в интерьере, в нашем случае – скандинавского. Минимализм и неперегруженность были для нас очень важны. Мы хотим, чтобы в нашей студии акцент был на эмоциях моделей, а сам интерьер как приятный бонус :)
- Также для нас было важно наличие больших окон.
- Плюсом нашей студии является наличие парковки, что сокращает время нашим клиентам перед съемкой :)
Кроме того, мы спросили у наших выпускников, что для них в первую очередь важно при съемке в фотостудии – и получили такую статистику:
Из опроса следует, что наиболее важным для фотографа в студии является стильный интерьер, качественное оборудование и большие окна. Эти же пункты фигурировали практически в каждом ответе преподавателей фотографии и владельцев фотостудий.